«Образ Родины любимой»

В. Дейнега, журналист. «Наша Родина — революция». Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.

Насколько хватает взгляд — повсюду голубое небо, такое высокое, что линия, горизонта почти исчезает под крупами двух коней. Они и их совсем юные всадники кажутся невесомыми и будто не скачут, а медленно парят в свободном полете средь бесконечного пространства воздуха и света навстречу утру. Картина так и называется «На заре». Это небольшое по размерам живописное полотно художника Григория Бембеева вызывает ощущение удивительной душевной чистоты и трепета, как воспоминания о далёких днях безмятежного детства. При своей живописной камерности и предельном сюжетном лаконизме картина, согретая искренним чувством художника, по-своему, но очень убедительно воплощает одну из простых, но извечных истин — мир прекрасен и неповторим, как прекрасна и неповторима юность.

В этой работе Григорий Бембеев выступает талантливым преемником традиций замечательных советских художников, чье творчество обращено к поэтическим сторонам жизни современного села. Образы этих произведений глубоко лиричны. Опору своему жизнелюбию калмыцкий живописец находит прежде всего в природе. Мир чувств человека раскрывается как отблеск вечной красоты природы; в слиянии с ней черпают люди веру в добро и счастье, в исполнение своих самых светлых надежд.
В картине «На заре» с большой любовью дан образ степных, просторов Калмыкии, с которыми привыкла делить свои мечты и думы народная поэзия. Именно пейзаж «ведет» здесь главную роль. Чистые, даже прозрачные краски летней зари, темнеющие дали, огромное небо, неспешный перестук копыт, звонко отдающийся эхом в тишине утра, вводят зрителя в образный строй картины. Живопись сочетает почти неуловимые переходы цвета и тона с совершенно осязаемой фактурностью письма. Бембеев пишет картину как бы на одном дыхании, тонко передавая и посредством цвета и через детали всю красоту степной предрассветной рани. И эта красота невольно завораживает и будто манит зрителя вслед за юными героями картины все дальше и дальше в гулкую тишину — туда, где вот-вот появится солнце. Живописно-выразительные, достоинства картины «На заре», ее одухотворенная, поэтическая образность в сочетании с ясностью мысли получили признание у специалистов и у зрителей.

В 1983 году эта работа калмыцкого художника с успехом экспонировалась на зональной выставке «Советский Юг» в Ростове-на-Дону, а ее автор — Григорий Бембеев решением оргкомитета был отмечен первой премией ЦК ВЛКСМ. Цветная репродукция картины публиковалась в журнале «Юность» (№ 3, 1984 г.).

О Григории Бембееве сегодня можно говорить как о представителе среднего поколения художников Советской Калмыкии — поколения, которое, восприняв богатый опыт своих предшественников, как бы является связующим звеном между ветеранами национального изобразительного искусства и совсем молодыми живописцами, графиками и скульпторами.

Впрочем, путь самого Бембеева в искусство ничем не отличается от творческих судеб большинства калмыцких художников, давая еще одно яркое свидетельство тому, как при Советской власти любой талантливый человек из народа получает все возможности для проявления и совершенствования своего дарования. Григорий Инджаевич родился в семье крестьянина в 1950 году в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области (прим.редактора Бембеев Г.И. родился в Алейском районе Алтайского края). Мальчик рос среди степного раздолья, разделяя со сверстниками и заботы своих отцовой и нехитрые детские забавы. В общем рос, как все сельские ребятишки, вот разве только игрушек у него было больше, чем у других. Отец его любил резать по дереву и, когда позволяло время, особенно зимой, радовал сына затейливыми поделками. Юному Грише доставляло огромное удовольствие наблюдать, как в ловких руках отца суковатое поленце вдруг превращалось то в волшебного коня Аранзала, то в смешного бодливого барана, а то в лукавого шулмуса. Это вызывало у мальчика не только радостное удивление, но и желание сделать что-либо подобное самому. И нередко, тайком от взрослых, вооружившись кухонным ножом, Гриша изо всех сил чиркал лезвием по куску дерева, но его твердь каждый раз приводила юного резчика в отчаянье. Другое дело — рисование. Мягкий грифель, кажется, сам скользив по листу бумаги, оставляя за собой причудливый завиток. Если соединить его концы, то получится облако, а если к нему ножку пририсовать, то изображение станет очень похожим на деревце, которое растет под окном. Ну, а если его раскрасить цветными карандашами или лучше красками, то деревце и впрямь будет как живое. Рисование стало любимым занятием Гриши Бембеева и в школе. Поле его творчества простиралось от классной доски, где вихрастый художник на переменах делал мелом наброски портретов соучеников, к большому удовольствию последних, до праздничных выпусков стенгазет и оформления школьных вечеров. Причем, все это нравилось Грише даже больше самих уроков по рисованию, так как давало полный простор его неуемной фантазии и самостоятельности. Позже, что часто бывает у мальчишек, пришло увлечение техникой. Но гайки, болты и другие металлические предметы, хоть и потеснили в школьной сумке Бембеева альбом и краски, все же не смогли ужиться с ними на равных.

Рисование и машины — две страсти, как верные сестры, шли вместе с юношей и после окончания школы, когда он работал шофером в геологоразведке и когда служил в армии. И именно в армии рядовой Григорий Бембеев начал задумываться всерьез о предназначении художника.

В армии каждый на виду, и очень скоро авторота узнала, что у нее появился свой художник. Его сразу взял под опеку заместитель командира батальона по техчасти капитан Криворучко — человек возвышенных чувств, большой почитатель изобразительного искусства. Кажется, по роду своей службы более всех заинтересованный в отличных шоферах, он сам настоятельно рекомендовал Бембеева — одного из лучших водителей художником в солдатский клуб. Григорий не стал возражать. Не потому, что не мог ослушаться офицера, да тот и не приказывал, а просто тронули молодого солдата его слова:

— Вы, Бембеев, поймите, что армии хорошие художники нужны не меньше, чем хорошие шоферы. К тому же из каждого художника может получиться вполне приличный шофер, но даже самый классный шофер никогда не станет художником, если, конечно, нет у него способностей к художественному творчеству. Вам повезло, у Вас такие способности есть. Значит Вы можете то, чего не смогут другие. Вот и послужите своим природным даром этим другим, однополчанам своим послужите.

И скоро Григорий перешел на новое место службы, хотя давно привычный ему мир красок, кистей, бумаги и холстов как-то не очень вязался с понятием — служба. Но сам новоявленный художник солдатского клуба не делал для себя никаких послаблений. Впрочем, кто хоть немного знаком с художественно-оформительской работой, знает, сколько порой она требует времени, терпения, напряжения душевных сил, да и просто физического труда. И все же Григорий с присущей ему добросовестностью старался делать все, что мог. А мог он, как оказалось, не так уж много. Конечно, юноша из Калмыкии наверняка был способнее своих предшественников. Ведь не зря его работу единодушно отмечали и начальник клуба и замполит, но сам Григорий с каждым днем убеждался в том, что все, к чему прикасается его кисть, перо или карандаш, не приносит удовлетворения и что его доармейское творчество — весьма слабая база для тех скромных художественных задач, которые он решает теперь. Сам собой напрашивался вывод — надо учиться.

Итак, школа, армия, художественное училище — таков путь в изобразительное искусство и Григория Бембеева и большинства

его товарищей по Союзу художников Калмыкии, встретивших на этом пути участие и поддержку многих добрых людей, всестороннюю заботу народной власти. Формирование конкретной творческой личности, разумеется, процесс во многом индивидуальный, который зависит и от характера того или иного человека, и от особенностей его дарования, от обстоятельств жизни, и от других причин. Но все же в основе деятельности любого из калмыцких художников, воспитанных в условиях социализма, лежит верность великим принципам ленинской партийности, народности, советского патриотизма, искусству правдивому, реалистическому, близкому и понятному широким массам, в яркой, образной форме раскрывающему важнейшие процессы и явления современности.

С дипломом об окончании Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого Григорий Бембеев в 1976 году вошел в творческую семью мастеров изобразительного искусства республики— коллектив сложный, неоднозначный, многоликий. Ядро его составляли ветераны: скульптор Н. А. Санджиев, живописцы Г. О. Рокчинский, К. М. Ольдаев, У. Д.-Г. Бадмаев, за плечами которых, было не одно десятилетие творческого опыта и произведения которых пользовались заслуженным успехом и в республике и за ее пределами. Именно им предназначено занять особое место в изобразительном искусстве. Советской Калмыкии. И не только потому,, что они стали первыми мастерами-профессионалами, но прежде всего благодаря тому влиянию, которое оказывает и оказала их многогранная художественная деятельность на творчество целого поколения ваятелей, живописцев, да и графиков, пришедших в конце 60-х годов в изобразительное искусство после окончания вузов и училищ страны и составивших вместе с ветеранами основу Союза художников республики.

И теперешняя молодежь, которая делает лишь первые шаги в профессиональном творчестве, видит в мастерах не только лишь . заслуженных ветеранов, удостоенных многих почетных наград и званий, но и неутомимых тружеников, продолжающих активный поиск новых путей в искусстве для воплощения актуальнейших тем сегодняшнего дня.

Нынешний характер калмыцкого изобразительного искусства рождался в процессе интенсивного взаимообогащения, на пересечении различных, порой полярных тенденций и направлений. Это объясняется и неповторимостью творческих индивидуальностей, и своеобразием школ, и разностью художественного и жизненного опыта.

Но, пожалуй, более важно то, что объединяет столь непохожих живописцев, скульпторов, графиков. Для всех их неисчерпаемым источником творческих сил было и остается прекрасное, известное за пределами республики калмыцкое народное искусство.

Резьба по дереву, изделия из кожи и металлов, вышивка и другие виды народного творчества, в которых воплотился талант и труд старых мастеров и рукодельниц, по праву являются национальным достоянием художественной культуры, а для профессионального искусства служат сокровищницей самобытности, примером высокой простоты образных, пластических, цветовых решений, эстетического совершенства. И очень отрадно, что в последнее время все больше одаренной молодежи пробует себя в прикладном искусстве, продолжая и развивая традиции калмыцкого народного творчества.

Ярким свидетельством преемственности этих традиций является и обращение всех поколений художников республики к эпосу «Джангар»— великой поэме калмыцкого народа.

Среди лучших произведений на эту тему можно назвать полный жизни и очарования скульптурный портрет «Домбристки» Н. А. Санджиева и его же целую серию портретов исполнителей эпоса — джангарчи.

Одной из вершин в художественной Джангариаде, несомненно, является и большой живописный портрет знаменитого джангарчи Элян Овла, созданный Г. О. Рокчинским. Картина монументальна и декоративна, значительна не только высокой идеей изобразительными достоинствами, но и представляет собой блестящий образец освоения фольклорных художественных традиций и переложения их на язык профессионального искусства. Немалая фантазия и пластическая выразительность присущи сценам на темы песен «Джангара», выполненным скульптором В. С. Васькиным в техникё чеканки по алюминию. Ряд превосходных работ в технике тиснения по коже выполнен на темы эпоса художниками Е. К. Гашинским и Г. Г. Божковым. К числу удач художественной Джангариады относится и оформление В. Д. Ханташовым спектакля «Бумбин орн» в постановке Калмыцкого государственного драматического театра им. Б. Басангова.

Эпос «Джангар» — неиссякаемый источник вдохновения, и сегодня он волнует умы и сердца калмыцких живописцев, скульпторов, графиков всех возрастов, разных устремлений и школ. Бережное отношение ко всему художественному богатству, созданному народом на протяжении всей своей истории, творческое освоение достижений национальной культуры, как и культур других народов, особенно русской, а главное — грандиозные социалистические преобразования родной земли, рождение нового человека, взращенного Советской властью, хозяина своей обновленной степи и своей судьбы,— вот что стало животворной почвой, на которой выросло изобразительное искусство Советской Калмыкии. Путь, пройденный калмыцкими художниками за годы народной власти,— это единый путь всего советского многонационального искусства.

Участие в республиканской, зональных, всероссийских и всесоюзных, международных выставках, обмен выставками с художниками братских республик, поездки по стране, совместная работа в Домах творчества и другие многообразные формы общения и взаимообогащения оказывают огромное воздействие на мировоззрение и практику калмыцких художников, расширяют их кругозор и тематический диапазон, одухотворяют создаваемые ими произведения идеями социалистического интернационализма.

Постоянное ощущение причастности к жизни всего советского искусства, ко всему, чем живет и что волнует советский народ, помогает мастерам изобразительного искусства преодолевать национальные границы и приобщиться к историческим свершениям и проблемам эпохи.

Своеобразным мерилом коммунистической убежденности, творческого долга и художественной зрелости является для каждого калмыцкого скульптора, живописца и графика работа над созданием образа великого Ленина и образов тех, кто под алым знаменем боролся за Советскую власть, отстаивал ее завоевания. Всеобщую известность по праву обрела большая картина Г. О. Рокчинского «Накануне», в которой художник не только с поразительной силой показал образ грядущей победоносной пролетарской революции, но и сумел выразить чувство глубокой любви калмыцкого народа к Ильичу, верность его заветам.

Многолетнюю работу скульптора В. Э. Адьянова над образом В. И. Ленина венчает портрет вождя, представленный мастером на республиканскую выставку, посвященную открытию XXVII съезда КПСС. В этой работе ваятелю удалось передать энергию мысли великого революционера, его волю и могучий дух борца за народное счастье.

«По зову Ленина» назвал свое живописное полотно, посвященное ленинскому Воззванию к калмыцкому трудовому народу, художник У. Д.-Г. Бадмаев. Картина воссоздает волнующий момент встречи с Ильичем видных деятелей революционного движения в Калмыкии А. Амур-Санана и А. Чапчаева, после которой и появился подписанный Председателем Совета Народных Комиссаров Ульяновым (Лениным) исторический документ, завершающийся пламенным призывом: «…Братья калмыки! Судьба вашего народа в ваших руках!»

Народ — движущая сила революции, борец за Советскую власть, защитник социалистического Отечества — главный герой произведений калмыцких художников на темы гражданской и Великой Отечественной войн. Среди этих работ и жанровая скульптурная композиция «Письмо в родные края», в которой Н. А. Санджиев создал запоминающиеся образы красногвардейцев. Тут известная большая картина «Первая конная» К. М. Ольдаева и его же живописное полотно «Рожденные Октябрем». Заслуживает внимания работа У. Д.-Г. Бадмаева над циклом портретов ветеранов партии, активных участников революционных событий в калмыцкой степи.

И конечно, каждый из калмыцких художников отдал дань глубокого уважения ратному подвигу советских людей в грозные годы борьбы с фашизмом. В числе работ на эту важнейшую тему — выполненный в дереве Н. Я. Эледжиевым портрет Героя Советского Союза Эрдни Деликова, впечатляющий живописный триптих «Время наших отцов» В. П. Ургадулова, серия акварелей «На донском плацдарме» графика М. И. Остапенко. Эта серия вызывает особый интерес, так как создана на месте жестоких боев, непосредственным участником которых был сам автор.

Подвиг на фронте и в тылу оживает и во многих других скульптурах, полотнах и графических листах, воспринимающихся взволнованным, глубоко эмоциональным повествованием о мужестве и стойкости, высоком патриотизме советского народа. И не может не радовать то, Что в этом вдохновенном повествовании, образно говоря, есть достойные строки, написанные молодыми художниками. Едва тридцать исполнилось Григорию Бембееву, когда он.приступил к воплощению давнего замысла — к картине о стойкости своих земляков в военное лихолетье. То была очень трудная задача, ибо что может сказать человек о войне, которую знает лишь по книгам, фильмам да воспоминаниям ветеранов. Поэтому молодой живописец решительно отказывается от такой выигрышной, на первый взгляд, но на самом деле тщетной затеи взять за сюжетную основу какой-либо героический боевой эпизод. Вдумчиво изучая материалы о войне, Бембеев своей восприимчивой душой ощутил все, что происходило в начале сороковых годов, как страшную человеческую беду. Кровь и боль, слезы и страдания — зловещие спутники войны. И каждый шаг к победе над сильным и жестоким врагом от каждого требовал великого мужества и героизма. Но чем измерить, с чем сравнить душевные муки матерей, добровольно посылавших на смертный бой за свободу Родины своих сыновей? Художнику не давала покоя эта мысль, и именно она стала дли Бембеева ключом к образному решению темы.

И вот картина готова. В 1981 году она держала большой экзамен на выставке произведений калмыцких художников в Москве, в музее народов Востока. Нет, не увидели зрители на полотне ни взрывов; ни дыма пожарищ, ни яростной атаки краснозвездных богатырей. Средь безбрежной пустынной степи на фоне затянутого облаками неба небольшая группа людей: четыре женщины, старик и двое ребятишек. Они только что проводили мужчин в далекий суровый путь и теперь каждый по-своему переживал разлуку с мужем, отцом или сыном. Особенно притягивает к себе внимание фигура пожилой калмычки на первом плане. Женщина в темном длинном платье, с платком за тонким поясом, с седыми косами, заправленными в шивирлыки. Ее лицо обращено прямо на зрителя, но .взгляд, будто скользя мимо, устремлен вперед — туда, где еще не осела взбитая конскими копытами пыль на степной дороге, по которой ушел на фронт ее сын, может быть, единственный. Суждено ли ему вернуться? Как бы неживые, тяжело опущенные натруженные руки выдают материнскую душевную боль, но она не согнула худеньких плеч, не склонила седой головы. Матери 41-го (именно так назвал художник свою картину), как ни дороги были для них дети, не посмели лишить сына или дочь великой чести — вместе со всеми защищать Родину.

Простое и, вместе с тем удивительное полотно. Всего .несколько неподвижных фигур, строгий, даже жесткий колорит, но какую палитру чувств рождает эта картина… Тут и обычная.земная печаль, и тревога, и сила материнской любви, и надежда, и снова тревога, переходящая в конце концов в ощущение общечеловеческой трагедии.        .

«Художника от ремесленника,— говорил известный советский искусствовед А. Бассехес,— отличает присущий ему пафос в овладении чувственным богатством природы. Этот пафос может проявляться бурно, непосредственно в самой красочной стихии живописи, как в отличных портретах и натюрмортах, он может быть глубоко затаен, как в более сдержанных пейзажах, но он всегда наличествует в подлинном искусстве и является побудительной причиной, заставляющей художника браться за кисть»,

И пафос, и вдохновляющую страсть, в полной мере обнаруживают и Григорий Бембеев и его товарищи по искусству всегда, когда обращаются к теме родной земли, ее трудной, но славной истории, ее красоте и особенно к ее созидательной сегодняшней яви. Творческие искания калмыцких мастеров тут очень многогранны и идут в разных жанрах, в разной технике и в использовании самых различных, художественных материалов. Так, например, открытая, непосредственная эмоциональность широкого сочного письма присуща большинству работ К. М. Ольдаева, У. Д.-Г. Бадмаева, Д. В. Сычева, С. П. Кравченко, и наоборот в творчестве Р. В. Тимошенко, В. Б. Леджинова, Н. У. Шиняева, С. К. Болдырева и других заметна тенденция к строгой цветовой рационалистичности. Задушевность и поэтичность произведений Г. И. Бембеева, В. Д. Цакирова, В. К. Совы, В. П. Терехова соседствуют с усложненностью образной структуры картин В. И. Ургадулова, А. М. Поваева, О, X. Кикеева. Но и живописцы, и графики, и скульпторы республики, как бы и чем бы они ни разнились, в большинстве своем, преодолевая этнографическое бытописательство, иллюстративность, прямолинейную тенденциозность, которые подменяют порой художническое. познание закономерностей бытия, стремятся к творчеству, активно преобразующему жизненный материал в явления искусства.

Обостренное восприятие зримой красоты окружающего мира, желание выразить ее обусловили давний и прочный интерес калмыцких художников к пейзажной живописи. Ее развитие шло по двум направлениям. Первое представляют мастера, склонные к героико-романтическому восприятию и работающие над картинными формами пейзажа. Представители второго направления отдают предпочтение непосредственному этюду с натуры. Впрочем, к пейзажу охотно обращаются не только живописцы, но и графики, и мастера, работающие в технике офорта, монотипии; линогравюры. В их числе такие опытные и по-своему интересные художники, как В. И. Мезенцев, В. К. Сова, М. И. Остапенко и др.

И все же общее движение живописцев к свету, к колористическому единству привело поистине к бурному развитию этюдной деятельности, к прочному утверждению в калмыцком пейзаже принципов пленэризма, то есть живописи на открытом воздухе. То, что лежит в пределах возможностей этой живописи — свежесть, единство освещения и колорита, тонкая передача состояния природы стали для большинства пейзажистов основным импульсов творчества и именно тут ожидало их наибольшее количество удач.

Так, трепетность солнечных лучей, бодрую атмосферу всеобщего обновления с глубоким чувством сумел передать Е. К. Гашинский в пейзаже «Ранняя весна». Правдивым живописным тоном отличается й его же «Сухая степь». В. Ц. Цакиров нашел; интересную композицию своих живописных работ «Окраина Элисты» и «Чабанская точка» в самой натуре и достиг в них впечатления живой непосредственности.

Любит и умеет ловить тонкие оттенки освещения, передавать изменчивую окраску неба Р. В. Тимошенко. Это подтверждают и написанные гуашью его пейзажи «Вечер в степи», «Полевой стан», «Сад осенью». Очень эмоционально способен выразить состояния природы С. К. Болдырев, удивительная прозрачность цвета присутствует в лучших акварелях Г. Г. Божкова.

Пейзаж привлекает калмыцких художников не только сам по себе — он очень часто важнейший компонент их жанровых картин и даже портрета. Вспомним одну из превосходных работ Г. О. Рокчинского—«Мать — земля родная» или живописное полотно Н. У. Шиняева «Когда на земле мир», где пейзаж во многом помогает не только выявить настроение героев картины, но и определяет ее общее образное звучание. Неизменно присутствует пейзаж и в портретных работах Григория Бембеева. Можно даже сказать, что именно благодаря пейзажу эти работы выходят за рамки традиционного портретного жанра и превращаются в интересные портреты-картины. Это относится и к «Портрету скульптора Гунаева», и к «Автопортрету» самого Бембеева, и к одному из самых лучших его творений — «Портрету Давида Кугультинова». Просто и смело строит художник композицию портрета народного поэта Калмыкии. Вешняя цветущая степь под голубым ясным небом. На траве стол, за столом сидит поэт и держит перед собой тетрадку своих стихов. Действительно, просто, но эффект замечательный. Перед нами предстает одухотворенный образ человека, вся жизненная и творческая судьба которого неразрывно связана с родной землей. Раздольная калмыцкая степь — она и колыбель поэта, и мудрый учитель, вечная любовь, надежда и мечта. И пейзаж не только зримо указывает нам на истоки творчества Давида Кугультинова, но и подчеркивает всю масштабность личности одного из крупных представителей советской многонациональной литературы. В то же время это вовсе не парадный портрет, не изображение какого-то недосягаемого кумира. Мы видим земной образ человека, который любит и умеет трудиться и живет вместе с народом одними радостями и печалями. Но тем ближе нам и сам поэт и его творчество.

Человек — хозяин своей земли, человек — борец за светлые идеалы, человек — созидатель нового мира, его материальных и духовных ценностей, человек во всей его силе, красоте, неповторимости, сложности всегда был и остается в центре внимания художников Калмыкии. И это особенно важно в свете огромных перемен, совершающихся ныне в стране, когда роль человеческого фактора становится определяющей во всей нашей жизни.

Живописцами, графиками, скульпторами республики создана обширная портретная галерея ярких и впечатляющих образов земляков-современников. Это и «Рыбаки Калмыкии», открыто, с достоинством глядящие на нас, с одноименной картины Г. О. Рокчинского, и покоряющие своим жизнелюбием «Труженики совхоза «Сарпа», с чувством большого к ним уважения написанные К. М. Ольдаевым. А как не вспомнить всю пронизанную солнцем живописную серию художника У. Д.-Г. Бадмаева, посвященную животноводам. И это не просто мастерски сработанные коллективные портреты-картины лучших людей. Они воплощают в себе поэзию и вдохновенную радость свободного труда.

Эмоциональная наполненность отличает и «Портрет электросварщика Егорова» работы А. С. Цебекова, и «Портрет делегата XXVII съезда КПСС Н. Чивеевой», созданный О. X. Кикеевым, и лучшие живописные творения художника В. К. Павлова—«Портрет Героя Социалистического Труда, чабана Ходжгурова» и «Табунщики».

Галерея образов наших современников, очень различных по своим идейно-художественным характеристикам, создана и калмыцкими скульпторами.

Сложную задачу — показать многогранный, исполненный благородства и мудрости образ поставил известный скульптор В. С. Васькин в одной из последних своих работ— портрете выдающегося организатора сельскохозяйственного производства республики, Героя Социалистического Труда И. И. Литвинова. Стойкий, решительный характер нынешнего поколения советских воинов, воспринявших ратные традиции своих отцов и дедов, верных интернациональному долгу, попытался воссоздать молодой ваятель Р. Г. Рокчинский в портрете Героя Советского Союза В. Н. Очирова.

Весьма широкое обращение художников республики к труднейшему портретному жанру — факт отрадный сам по себе, ибо свидетельствует и о возросшем профессиональном мастерстве живописцев, графиков и скульпторов, а главное — об их творческой и гражданской активности. Но, к сожалению, большой поток портретных работ нередко выносит на поверхность произведения, далекие от художественного совершенства, а то и откровенно слабые. В однобоком стремлении во что бы то ни стало добиться «похожести» модели иные авторы словно забывают, что портрет — это не фотография или простой слепок с натуры. Многим портретным работам, созданным в последнее время, и молодыми и даже опытными мастерами, не хватает композиционного разнообразия, одухотворенности, монументальности, творческой фантазии, вкуса, то есть всего того, без чего портретное изображение никогда не будет иметь художественной ценности. Говоря об этом, хочется напомнить слова выдающегося советского скульптора А. Т. Матвеева, обращенные к молодым ваятелям: «…Мы с вами обладаем прекрасной эстетической теорией, у нас прекрасное содержание жизни, изобилие образов, изобилие людей, не только выдающихся, но и самых обыкновенных, которые еще не успели себя выразить, а для художника это же представляет огромный интерес, создать образы этих людей. Но мы иногда надеемся, что нас могут спасти от забвения наши добрые намерения, например, тематика. К сожалению, она будет жить очень недолго, если мы не потрудимся над образом…».

Думается, этот совет авторитетного мастера обретает непреходящее значение именно сейчас, когда художники республики — полноправный отряд деятелей всего изобразительного искусства — призваны своим творчеством способствовать решению самых насущных проблем современности и прежде всего — главной из них — защите мира.

Калмыцкие мастера всегда считали своим священным долгом участие в борьбе против угрозы новой войны. Это участие выражено в различной форме. Но, конечно, их главное оружие в общенародном движении за сохранение и упрочение мира — искусство. И, повинуясь велению сердца, К. М. Ольдаев пишет взволнованную антивоенную картину «Память», которой говорит не только о верности светлой памяти павших за свободу и счастье Родины, но и призывает всех людей доброй воли объединить усилия, чтобы уберечь от гибели планету. Художник И. В. Чмерев создает живописное полотно «На Красной площади», на котором бушуют многоцветьем колонны советских трудящихся, плакатами, транспарантами, энергичными движениями рук, тесно сомкнутыми рядами демонстрируя полную поддержку внутренней и внешней политики Коммунистической партии, единение со всем прогрессивным человечеством в борьбе за мир, демократию, социальную справедливость.

Несмотря на огорчительные неудачи, на естественные трудности роста, что вызывает порой отдельные конфликтные ситуации, коллектив художников республики все теснее оплачивает свои ряды на основе принципиально-критического отношения ко всей своей деятельности, на основе задач, поставленных партией перед изобразительным искусством по коммунистическому воспитанию трудящихся;

Живописцы, графики, скульпторы, мастера прикладного искусства, опираясь на достигнутые успехи, обогащая свое творчество опытом мастеров братских республик, все прочнее завоевывают художественные позиции в общей системе современного советского изобразительного искусства, сохраняя при этом свое неповторимое лицо, определяемое своеобразием национальных художественных традиций, формирования и развития коллектива, исторических судеб родной земли. И это в свою очередь обогащает все советское искусство.

Народная власть создала для художников все условия для творчества, и народ вправе ждать от них новых произведений, достойных его великих дел и нашего трудного, но славного времени.

1+

1 356 Replies to “«Образ Родины любимой»

  1. I think that what you posted made a lot of sense. But, what about this? suppose you wrote a catchier post title? I mean, I don’t wish to tell you how to run your blog, however what if you added something that grabbed people’s attention? I mean BLOG_TITLE is kinda vanilla. You might peek at Yahoo’s home page and note how they create news titles to get people interested. You might try adding a video or a related picture or two to get readers interested about what you’ve written. Just my opinion, it might make your posts a little livelier.|

    0
  2. I am no longer positive where you’re getting your info, but great topic. I must spend some time studying more or figuring out more. Thanks for magnificent information I used to be on the lookout for this info for my mission.|

    0
  3. I’m commenting to let you be aware of of the awesome discovery my child developed browsing the blog. She came to find a good number of details, including how it is like to have a great coaching character to get a number of people clearly completely grasp a number of advanced issues. You actually did more than her desires. I appreciate you for churning out such beneficial, dependable, edifying and cool guidance on that topic to Emily.

    0
  4. I needed to create you one little observation just to say thank you as before for these fantastic information you’ve discussed here. It has been certainly particularly generous of people like you to convey freely all that a lot of people could possibly have made available as an e book to earn some cash for their own end, especially considering the fact that you could possibly have done it if you ever decided. The guidelines also acted like a fantastic way to be sure that other individuals have similar dreams just like my own to grasp a whole lot more in terms of this issue. I’m sure there are many more fun occasions ahead for individuals that go through your blog post.

    0
  5. I like the valuable info you provide in your articles. I’ll bookmark your weblog and check again here frequently. I’m quite sure I’ll learn a lot of new stuff right here! Best of luck for the next!|

    0
  6. Taxi moto line
    128 Rue la Boétie
    75008 Paris
    +33 6 51 612 712  

    Taxi moto paris

    Hi there, I log on to your new stuff regularly.
    Your story-telling style is witty, keep doing what you’re doing!

    0
  7. I am commenting to let you know of the fantastic encounter my cousin’s daughter experienced reading your site. She even learned many issues, not to mention what it’s like to have a wonderful giving mindset to have many people quite simply grasp chosen grueling subject areas. You really exceeded our expectations. Many thanks for giving the informative, healthy, educational and as well as easy thoughts on the topic to Jane.

    0
  8. My spouse and i got really joyous that Raymond managed to round up his web research with the precious recommendations he was given while using the weblog. It is now and again perplexing to simply possibly be releasing tips and tricks which usually the rest might have been trying to sell. We really take into account we now have you to thank for this. Those illustrations you made, the straightforward website navigation, the relationships your site make it possible to promote — it is mostly unbelievable, and it is making our son in addition to us understand this topic is thrilling, which is certainly very vital. Thanks for the whole thing!

    0
  9. Very great post. I simply stumbled upon your blog and wanted to say that I’ve really enjoyed browsing your blog posts. After all I’ll be subscribing on your rss feed and I am hoping you write once more soon!|

    0
  10. Good day very nice website!! Guy .. Beautiful .. Amazing .. I’ll bookmark your site and take the feeds additionally? I’m satisfied to search out a lot of helpful info here in the post, we need develop more techniques in this regard, thank you for sharing. . . . . .|

    0
  11. Уведомление: buy cialis online without prescription
  12. I just like the valuable information you provide in your articles. I will bookmark your weblog and check again here frequently. I’m fairly certain I’ll be told a lot of new stuff right here! Best of luck for the following!|

    0
  13. Hi there I am so delighted I found your website, I really found you by error, while I was searching on Askjeeve for something else, Nonetheless I am here now and would just like to say cheers for a incredible post and a all round exciting blog (I also love the theme/design), I don’t have time to browse it all at the minute but I have saved it and also included your RSS feeds, so when I have time I will be back to read more, Please do keep up the excellent work.|

    0
  14. I am now not sure where you’re getting your info, but great topic. I must spend some time studying much more or figuring out more. Thanks for magnificent info I used to be on the lookout for this information for my mission.|

    0
  15. Thanks , I’ve just been looking for info about this subject for ages and yours is the greatest I have came upon till now. However, what about the conclusion? Are you certain concerning the supply?|

    0
  16. Hey I know this is off topic but I was wondering if you knew of any widgets I could add to my blog that automatically tweet my newest twitter updates. I’ve been looking for a plug-in like this for quite some time and was hoping maybe you would have some experience with something like this. Please let me know if you run into anything. I truly enjoy reading your blog and I look forward to your new updates.|

    0
  17. Уведомление: sildenafil citrate for sale
  18. We’re a gaggle of volunteers and opening a brand new scheme in our community. Your website offered us with valuable info to work on. You’ve performed an impressive process and our whole community shall be grateful to you.|

    0
  19. Уведомление: generic cialis no doctor's prescription
  20. You’re so cool! I don’t think I’ve read through a single thing
    like that before. So wonderful to find someone with a few genuine thoughts on this subject.
    Really.. thanks for starting this up. This website is something that is needed on the web, someone
    with some originality!

    0
  21. May I simply say what a relief to uncover someone that really understands what they are discussing online. You definitely realize how to bring an issue to light and make it important. A lot more people ought to check this out and understand this side of the story. It’s surprising you’re not more popular because you definitely have the gift.|

    0
  22. Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your point. You clearly know what youre talking about, why throw away your intelligence on just posting videos to your site when you could be giving us something informative to read?|

    0
  23. Hi terrific website! Does running a blog similar to this require a great deal of work? I have very little understanding of programming but I was hoping to start my own blog soon. Anyhow, if you have any recommendations or tips for new blog owners please share. I understand this is off topic however I just wanted to ask. Thank you!|

    0
  24. When I initially left a comment I seem to have clicked the -Notify me when new comments are added- checkbox and now every time a comment is added I get 4 emails with the same comment. Is there a way you are able to remove me from that service? Thanks a lot!|

    0
  25. I’m really loving the theme/design of your blog. Do you ever run into any web browser compatibility issues? A couple of my blog audience have complained about my site not working correctly in Explorer but looks great in Firefox. Do you have any ideas to help fix this problem?|

    0
  26. I know this if off topic but I’m looking into starting my own blog and was wondering what all is required to get setup? I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny? I’m not very web smart so I’m not 100 sure. Any suggestions or advice would be greatly appreciated. Many thanks|

    0
  27. It is the best time to make some plans for the future and it is time to be happy. I’ve read this post and if I could I want to suggest you few interesting things or advice. Perhaps you can write next articles referring to this article. I want to read more things about it!|

    0
  28. I’m curious to find out what blog platform you’re working with? I’m having some minor security issues with my latest blog and I’d like to find something more secure. Do you have any suggestions?|

    0
  29. Does your website have a contact page? I’m having trouble locating it but, I’d like to send you an email. I’ve got some creative ideas for your blog you might be interested in hearing. Either way, great website and I look forward to seeing it develop over time.|

    0
  30. Fantastic beat ! I wish to apprentice while you amend your website, how can i subscribe for a blog site? The account helped me a acceptable deal. I had been a little bit acquainted of this your broadcast provided bright clear concept|

    0
  31. Have you ever considered about adding a little bit more than just your articles? I mean, what you say is valuable and all. Nevertheless think of if you added some great photos or video clips to give your posts more, «pop»! Your content is excellent but with images and clips, this website could certainly be one of the most beneficial in its field. Superb blog!|

    0
  32. Hello there I am so glad I found your website, I really found you by mistake, while I was searching on Google for something else, Anyhow I am here now and would just like to say thanks for a tremendous post and a all round exciting blog (I also love the theme/design), I don’t have time to look over it all at the moment but I have saved it and also added your RSS feeds, so when I have time I will be back to read much more, Please do keep up the excellent b.|

    0
  33. Its like you read my thoughts! You seem to understand so much approximately this, such as you wrote the e book in it or something. I think that you could do with a few percent to power the message home a little bit, however instead of that, that is excellent blog. An excellent read. I’ll definitely be back.|

    0
  34. Pretty nice post. I simply stumbled upon your blog and wished to mention that I’ve really loved browsing your weblog posts. In any case I will be subscribing to your feed and I am hoping you write again very soon!|

    0
  35. Hi, i read your blog from time to time and i own a similar one and i was just wondering if you get a lot of spam comments? If so how do you protect against it, any plugin or anything you can suggest? I get so much lately it’s driving me insane so any support is very much appreciated.|

    0
  36. Hi there, just became alert to your blog through Google, and found that it is truly informative. I’m gonna watch out for brussels. I’ll be grateful if you continue this in future. A lot of people will be benefited from your writing. Cheers!|

    0
  37. hey there and thank you for your info – I’ve definitely picked up something new from right here. I did however expertise some technical points using this site, since I experienced to reload the web site many times previous to I could get it to load properly. I had been wondering if your hosting is OK? Not that I am complaining, but slow loading instances times will often affect your placement in google and could damage your high quality score if advertising and marketing with Adwords. Well I’m adding this RSS to my e-mail and can look out for much more of your respective intriguing content. Make sure you update this again soon.|

    0
  38. A fascinating discussion is definitely worth comment. I do think that you need to write more on this topic, it might not be a taboo matter but typically folks don’t discuss these subjects. To the next! All the best!!|

    0
  39. Please let me know if you’re looking for a writer for your blog. You have some really good posts and I believe I would be a good asset. If you ever want to take some of the load off, I’d love to write some content for your blog in exchange for a link back to mine. Please blast me an email if interested. Many thanks!|

    0
  40. I love your blog.. very nice colors & theme. Did you create this website yourself or did you hire someone to do it for you? Plz answer back as I’m looking to design my own blog and would like to know where u got this from. kudos|

    0
  41. Nice post. I was checking constantly this blog and I am impressed! Extremely useful info specially the last part 🙂 I care for such info much. I was seeking this particular info for a very long time. Thank you and good luck.|

    0
  42. Hello! I just wanted to ask if you ever have any issues with hackers? My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing many months of hard work due to no backup. Do you have any solutions to protect against hackers?|

    0
  43. I like the valuable information you supply on your articles. I will bookmark your blog and check again here regularly. I am fairly sure I’ll be informed a lot of new stuff proper here! Good luck for the next!|

    0
  44. Attractive component to content. I simply stumbled upon your site and in accession capital to assert that I acquire in fact loved account your blog posts. Anyway I will be subscribing to your feeds and even I achievement you get admission to persistently quickly.|

    0
  45. Admiring the persistence you put into your website and
    in depth information you present. It’s nice to come across a blog every once in a while that isn’t
    the same outdated rehashed material. Excellent read! I’ve saved your site and I’m adding your
    RSS feeds to my Google account.

    0
  46. I’m curious to find out what blog system you have been utilizing? I’m having some small security problems with my latest blog and I’d like to find something more safeguarded. Do you have any suggestions?|

    0
  47. Hi there! I could have sworn I’ve visited your blog before but after looking at some of the articles
    I realized it’s new to me. Anyhow, I’m definitely delighted I stumbled
    upon it and I’ll be bookmarking it and checking back regularly!

    0
  48. We’re a bunch of volunteers and opening a new scheme in our community. Your website offered us with helpful information to work on. You’ve done an impressive process and our whole group will be thankful to you.|

    0
  49. I don’t even understand how I ended up right here, but I assumed this submit used to be good. I don’t realize who you might be but definitely you’re going to a well-known blogger for those who are not already. Cheers!|

    0
  50. Good day! I know this is kind of off topic but I was wondering which blog platform are you using for this website? I’m getting fed up of WordPress because I’ve had problems with hackers and I’m looking at options for another platform. I would be awesome if you could point me in the direction of a good platform.|

    0
  51. Magnificent beat ! I wish to apprentice while you amend your website, how can i subscribe for a blog site? The account aided me a acceptable deal. I had been tiny bit acquainted of this your broadcast provided bright clear concept|

    0
  52. hi!,I really like your writing very so much! proportion we keep in touch more approximately your article on AOL? I need a specialist on this space to unravel my problem. May be that’s you! Taking a look forward to look you. |

    0
  53. Hi there, i read your blog occasionally and i own a similar one and i was just wondering if you get a lot of spam remarks? If so how do you reduce it, any plugin or anything you can recommend? I get so much lately it’s driving me insane so any support is very much appreciated.|

    0
  54. Thanks , I have recently been searching for information approximately this subject for ages and yours is the greatest I have came upon so far. However, what in regards to the bottom line? Are you sure about the source?|

    0
  55. Howdy! Someone in my Facebook group shared this website with us so I came to take a look. I’m definitely loving the information. I’m bookmarking and will be tweeting this to my followers! Excellent blog and brilliant design and style.|

    0
  56. Dzięki za zaleceń dotyczących naprawy kredytu na temat tego niesamowitego witryny. Kilka rzeczy i chciałbym powiedzieć ludziom zawsze zrezygnować z konkretnej mentalności mogą dzisiaj i wypłać później. Like a as be a} społeczeństwo {my|my wszyscy|my wszyscy|wielu z nas|większość z nas|większość ludzi} ma tendencję do {robienia tego|robienia tamtego|próbowania tego|zdarzyć się|powtórz to} dla wielu {rzeczy|problemów|czynników}. Obejmuje to {wakacje|wakacje|wypady|wyjazdy wakacyjne|wycieczki|rodzinne wakacje}, meble, {i|jak również|a także|wraz z|oprócz|plus} przedmiotów {chcemy|chcielibyśmy|życzymy|chcielibyśmy|naprawdę chcielibyśmy to mieć}. Jednak {musisz|musisz|powinieneś|powinieneś chcieć|wskazane jest, aby|musisz} oddzielić {swoje|swoje|to|twoje obecne|swoje|osoby} chcą {od wszystkich|z potrzeb|z}. {Kiedy jesteś|Kiedy jesteś|Kiedy jesteś|Jeśli jesteś|Tak długo, jak jesteś|Kiedy} pracujesz, aby {poprawić swój kredyt|poprawić swoją zdolność kredytową|zwiększyć swój kredyt|zwiększyć swój kredyt|podnieś swój ranking kredytowy|popraw swój kredyt} wynik {musisz zrobić|zrobić|faktycznie potrzebujesz|naprawdę musisz} dokonać kilku {poświęceń|kompromisów}. Na przykład {możesz|możesz|możesz|możesz|będziesz mógł|| możesz|prawdopodobnie możesz} robić zakupy online {aby zaoszczędzić pieniądze|aby zaoszczędzić pieniądze|aby zaoszczędzić} lub {możesz przejść do|może się zwrócić|może odwiedzić|może obejrzeć|może sprawdzić|może kliknąć} używane {sklepy|sklepy|detaliści|sprzedawcy|punkty sprzedaży|dostawcy} zamiast {drogie|drogie|drogie|drogie|drogie|drogich} domów towarowych {dla|w odniesieniu do|dotyczących|odnoszących się do|przeznaczonych dla|do zdobycia} odzieży {strzykawki insulinowe 1ml|strzykawki tuberkulinowe|strzykawki|strzykawka|strzykawki insulinowe|strzykawki do insuliny|strzykawki trzyczęściowe tuberkulinowe|strzykawka tuberkulinowa|strzykawka insulinowa|strzykawka do insuliny|strzykawka trzyczęściowe tuberkulinowa} {strzykawki insulinowe 1ml|strzykawki tuberkulinowe|strzykawki|strzykawka|strzykawki insulinowe|strzykawki do insuliny|strzykawki trzyczęściowe tuberkulinowe|strzykawka tuberkulinowa|strzykawka insulinowa|strzykawka do insuliny|strzykawka trzyczęściowe tuberkulinowa}.

    0
  57. Hello There. I found your weblog using msn. This is a really smartly written article. I’ll be sure to bookmark it and return to read more of your useful info. Thanks for the post. I will definitely return.|

    0
  58. I absolutely love your website.. Very nice colors & theme. Did you build this site yourself? Please reply back as I’m wanting to create my very own site and would love to learn where you got this from or what the theme is named. Kudos!|

    0
  59. What’s Happening i’m new to this, I stumbled upon this I have discovered It positively helpful and it has helped me out loads. I hope to contribute & aid different users like its helped me. Great job.|

    0
  60. Simply desire to say your article is as astonishing. The clarity in your post is simply nice and i could assume you’re an expert on this subject. Fine with your permission let me to grab your RSS feed to keep updated with forthcoming post. Thanks a million and please keep up the enjoyable work.|

    0
  61. When is the outwit pass‚ of light of day to win Clomid? In the best of circumstances, gate the clomid at the having said that ease every day. Some say that taking the lozenge before bed can help you be in the arms of morpheus through some of the side effects. Others do speculator if they hook the pilule in the morning. If you bear another Clomid pattern, you can whack at entrancing it at a exceptional meanwhile of day

    0
  62. Hello! I understand this is kind of off-topic however I had to ask. Does managing a well-established blog such as yours require a lot of work? I’m brand new to operating a blog however I do write in my journal every day. I’d like to start a blog so I can easily share my personal experience and feelings online. Please let me know if you have any kind of ideas or tips for brand new aspiring bloggers. Thankyou!|

    0
  63. Nice post. I was checking constantly this blog and I am impressed! Extremely useful info particularly the last part 🙂 I care for such info a lot. I was seeking this particular information for a long time. Thank you and best of luck.|

    0
  64. Hello There. I found your blog using msn. This is a very well written article. I will be sure to bookmark it and come back to read more of your useful info. Thanks for the post. I will certainly comeback.|

    0