«Три из того, что благословенно». Иван Ковалёв.

Статья из каталога «Мастер». г. Элиста. 2016 г.

«Благословен тот дом, куда спешат на огонек.
Благословен старик седой, тот, что не одинок.
Благословен мудрец, когда нам речь его — урок».

Кажется совсем, недавно в коллектив калмыцких художников после окончания Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого (1976) пришел молодой, высокий, стройный с курчавой красивой шевелюрой волос, амбициозный, со своими воззрениями на жизнь и искусство — это Григорий Бембеев.

К этому времени он предстал вполне сформировавшейся личностью, успевший познать на своем коротком жизненном пути горести и радости, пережить голод и холод. Не смотря на все это его устремления к своей заветной мечте сбылись. Он — художник. Но чтобы стать настоящим признанным мастером нужен кропотливый повседневный труд. Родители, воспитавшие его заложили в него правильные нравственные ориентиры, научили отличать добро от зла, истинное от ложного, ценить настоящую дружбу, стоять за справедливость, правду, быть порядочным человеком. В его семье всегда во главе были такие качества как честность, порядочность, взаимопонимание и ответственность. Эти нравственные устои он пронес через всю свою жизнь. Они же стали некоторым барьером взаимопонимания его отдельных коллег и власть придержащих. Для них он становится слишком неудобным, непокорным…

Григорий переживал и переживает это очень тяжело. Непонимание с одной стороны сильно ранит душу, а с другой — закаляет ее, делает крепкой и менее уязвимой, дает простор для самооценки своих деяний.

Григорий Инжиевич Бембеев родился 15 октября 1950 года в Алтайском крае Алейского района отделении №4. После реабилитации калмыцкого народа он учился с 1 по 8 классы в с. Яндыки Астраханской области, а 10 классов закончил п. Лиман (1969). С 1969 -1971 г.г. проходил срочную службу в группе Советских войск в Германии, исполняя обязанности художника. 1972 — 1976 г.г. учеба на живописном отделении художественного училища. Желание продлить учебу в Суриковском институте становится призрачным. По просьбе стареющего отца он остается в Элисте и начинает активную творческую деятельность и становится постоянным экспонентом зональных и всесоюзных выставок. Здесь он находит свою любовь — Наталью, которая является не только его музой, но и кормильцем, и добытчиком, и воспитателем, и менеджером, и хозяйкой, и мамой, и бабушкой, да разве можно все перечислить, что легло на ее плечи. Бог наградил их дочерью — Кермен, двумя сыновьями — Аралтан и Дава и пятью внуками. Дети продолжили путь отца, они связали свою жизнь с художественным творчеством. Это ли не счастье для родителей?!

Живописные качества, композиционные способности и образность решения произведений Бембеева, заметили еще его преподаватели, затем об этом стали говорить художники и искусствоведы республики, а самым лестным

для него стало признание известных Российских художников, возглавлявших выставкомы крупных выставок и руководителей творческих дач Союза художников. Его картины стали приобретаться министерствами культуры, Союзами художников, музеями, для пополнения сокровишницы Российского искусства, репродукцироваться в периодике и в альбомных изданиях.

Григорий Бембеев — художник разностороннего творческого дарования, одинаково успешно работающий в различных жанрах. Ему одинаково доступен как пейзаж, так и портрет. Но жанровая картина — его конек. В них воплощаются все его переживания, муки и страдания. Там мы видим его эмоции, философию и раздумья. В незатейливых, кажется, сюжетах автор стремится раскрыть значительные явления общечеловеческого масштаба. Он находит каждому из них свои пластические формы, композиционные решения и колористический язык. Вглядываясь в эти холсты, ловишь себя на мысли, как легко и свободно они написаны, словно играючи бегали по ним кисти, нанося каждая свой цвет. Но какие страдания и муки выпали на долю их создателя?! Это знает он сам. Как небольшой рисунок или нашлепок рос, облекая себя все новыми и новыми деталями, связями и образами. Как постепенно из какого-то пятна вырастали фигуры, как они меняли свои положения, пока не находили себя в нужном месте и в нужной позе. И если нам это так кажется, значит творил диво дивное талантливый художник, сумевший зацепить нас за самое живое — за сердце.

«Праздник в Хомутах» (1979) раннее произведение Бембеева, давшее дорогу автору в большое искусство. картина экспонировалась на многих выставках и принята тепло как зрителями, так и специалистами. И хотя автор обозначает конкретное место действия — Хомуты, то его художественно-образное решение позволяет нам полагать, что этот праздник мог бы быть в любом районе республики, а стало быть оно так и есть. Так по крайней мере картина воспринимается зрителем. В ее создании автор вышел далеко за пределы местячковости. Он не привязывает происходящее событие к конкретной, географической местности, а разворачивает действие на просторной, полувыгоревшей охристо-зеленоватой осенней степи, уходящей почти под самый верхний край холста. С верху узкой голубовато белой полосой светится небо, а на его фоне в праздничном наряде прописаны, хаотично расположенные домики с красными крышами и редкими тополями. А ниже этой линии, на поверхности всего холста, разворачиваются праздничные гуляния.

Здесь мы видим скачки на верблюдах, и готовых к соревнованиям всадников на лошадях. А на ковре идет борцовская схватка. Как же могут обойтись такие гуляния без народных рапсодов. Они здесь в центре внимания славят своих земляков, добившихся в ратном труде достойных результатов. Готова к награждению победителей и представительная комиссия. Главное событие не обошлось бы без выездной торговли. Не может быть такое событие и без пивных и квасных живописных желтых бочек. Народ уже пробует их божественную прохладу, а любители шашлыка вкушают его аромат, запивая горячительными напитками. Люди двигаются от одной группы к другой по одиночке, и парами, и семьями. Они хотят принять участие во всех мероприятиях и оставить в памяти эти впечатления до следующей поры. Среди

них хлеборобы, и овцеводы, и скотоводы, и овощеводы, и механизаторы, и труженики, чей труд самый разносторонний, но направленный на решения общих задач. Вместе с ними радуется и художник, заставивший нас сопереживать, окунуться в это действо вместе с автором. Картина смотрится как прекрасный гобелен, сотканный из разноцветных нитей, сгармонизированных так художником, что вызывает у зрителя только чувства радости и наслаждения.

Эпиграфом к полотну «Портрет Д. Кугультинов» (1984) могут служить строки самого поэта:

«На свете только степь

и небо,

На свете — птицы,

степь и Я»!

Эти строки задали автору портрета-картины не только формат, но и фабулу произведения. Он усаживает своего героя за стол, на фоне благоухающей, цветущей степи. Тюльпаны! Тюльпаны! Кругом тюльпаны без конца и без края горят своим естеством, придавая радостные мажорные настроения исходящие от произведения. Художник усаживает своего героя почти в три четверти слева направо. Голову располагает на фоне голубовато-серого прозрачного небо, какое бывает только в степи. Четко прописанные черты смуглого, почти бронзового лица, загорелись на фоне холодного неба. Прищур, устремленных в даль глаз и бравурные его кудри шевелюры позволяет нам почувствовать какие мысли будоражат нашего героя, что творится в его душе, оказавшейся в таком очаровательном уединении. У линии горизонта проплывают в мареве белые облака, поддерживая своим цветом белую рубашку поэта и раскрытый блокнот, лежащий на столе. Художник отказывается от традиционного стола, за которым привык работать писатель, а сооружает для него более устойчивый, за которым бы Давид работал в любое время года, черпая вдохновение у родной матушки-природы, набираясь сил, мудрости и совершенства мастерства.

Художник, словно герой Мунка вещает на весь мир о красоте своей малой Родины, которая способна рождать таких выдающихся людей, как его персонаж картины — народный поэт Калмыкии, Герой Социалистического труда России — Давид Никитич Кугультинов. А его поэзия, получившая мощный заряд от родной земли, на весь мир славит калмыцкий народ.

Картина «На заре» (1983) своим появлением открыла перед Г. Бембеевым не одну «дубовую» дверь. А разве могло быть иначе?! Это ясное чистое, с пронзительными светлыми небесами во весь холст произведение не могло не завораживать смотрящих на него. Какая простота?! Какое очарование в этих двух детско-юношеских фигурах, уезжающих на лошадях от зрителя, сливаясь в цветовой гармонии бытия. Их окутала ранняя утренняя дымка, уводя их в пространство новой жизни. Они въезжают на возвышенность, написанной художником у самой кромки холста. Слева на узкой полоске изображающей даль, художник пишет высоковольтную линию электропередач. Вот и все изобразительные элементы, но какая в этом поэзия, сколько в ней мысли, какая глубина чувств и недоговоренностей. Как тонко все взвешено, продумано,

прочувствовано, свободно и гармонично написано. Художник просто и грамотно выразил свою мысль. Он закомпоновал своих героев так, что мы не видим их лиц и нам трудно узнать их национальную пинадлежность, хотя конечно, калмыки видят в них своих детей, русские — своих, европейцы — своих, азиаты — своих… И какой бы не были национальности дети, их родители желают своим чадам только счастья, любви и здоровья. Эти же пожелания и чувства выразил на холсте отец — художник Григорий Бембеев.

Картина тепло была встречена зрителями, художниками и критиками на зональной выставке «Край хлеборобный» (1983) в Ростове — на — Дону. Зональный выставком и руководство страны высоко оценили творческую удачу художника, присудив ему Первую премию ЦК ВЛКСМ (1983), а уже в 1984 году его принимают в Союз Художников СССР.

Через репродукции широкоизвестных изданий с живописцем из Калмыкии познакомились многие их читатели. Он становится узнаваемым художником за пределами своей страны. Зритель ждет встречи с Григорием Бембеевым на новых вернисажах.

К какой бы теме художник не обращался он глубоко и тщательно все продумывает. Каждый сюжет, каждую картину событий Григорий старается наполнить глубоким смыслом, предать им значение общечеловеческого масштаба. А язык живописи — колорит соответствует эмоциональному настроению каждого произведения, прошедшего через чувства и переживания автора. Ярким тому подтверждением: «Прощай земля Калмыцкая» (1993), «Чаепитие на Волге» (1995), «Калмыцкий праздник» (1998), «Матери сорок первого» (1995), «Серебрянная Москва» (2008), «Ут дун. Песня степи» (2010) и другие. Одни из них яркие, мажорные, цвет взят почти в полную силу, у других палитра сдержанная, аскетичная, третьи же, хотя и цветистые, но сила звучания цвета находится в сфумато. Так того требует содержание самих произведений, которые определил им сам творец. Свои холсты он не перенасыщает обилием персонажей, исключением являются только те картины, которые требуют хорового решения. Нельзя не заметить, что художник любит работать на холстах, близких к квадрату, хотя в его арсенале достаточно вертикальных и горизонтальных размеров.

Г. Бембеев — художник больших обобщений. Он не копирует и не списывает натуру. Его работы являются результатом глубокого осмысления натуры. Пока у него не сложатся образные решения произведений, он не начинает писать. Такими являются его пейзажи «Торжок» (1983), «На Мсте» (1983), «Ялмата» (1982), «Купание коней» (2012) и многие другие. Они лиричны и носят камерный характер, передают различные оттенки настроения. Они написаны свободно и легко. Художник не ищет тот или иной цвет, он, кажется, сам выплескивается на холст, вступая в гармонию с ранее написанным.

Он искренне и беззаветно любит искусство и старается никогда и никому не подражать.

 

Иван Ковалев.