«Напутствие замполита»

Леонид Вихоцкий. Известия Калмыкии от 14.04.2007 г.

Строй новобранцев замер на плацу. Офицеры знакомились с пополнением, присматривались, выясняли, кто на что горазд. Григорий Бембеев, услышав слова «Водитель есть?», не мешкая, отозвался (перед армией он выучился на шофера). Утвердительно ответил он и на вопрос о художниках. Ответ его имел под собой некоторые основания. Рисование манило его со школы, когда приходилось прибегать к выдумке, оформляя стенгазету.

Рядовому Бембееву дали машину «Урал-375» с прицепом. Служил он в автобате в Германии.

Что же касается художества, то здесь сложилась такая ситуация. Около десятка солдат, склонных к рисованию, собрали в бригаду, дали задание оформить помещение новой воинской части. Рисовали портреты солдат, офицеров, причем работали масляными красками. У Григория выходило вроде бы неплохо, что вызвало естественный интерес: «Что заканчивал?» И удивились, услышав ответ: «Ничего». Запомнились ему слова, оброненные замполитом: «Учиться тебе надо». Напутствие это он считает переломным в своей жизни, не однажды вспоминая замполита добрым словом.

После армии пошла новая житейская полоса. В 72-м году он поступил в Пензенское художественное училище им. К. Савицкого на живописно-педагогическое отделение. Через четыре года вернулся с дипломом, стал работать в Калмыцких художественно-производственных мастерских. Это были годы труда, поиска себя как художника. Легко ничего не дается, это только в сказках добрые волшебники помогают персонажам. А в жизни человеку самому приходится трудиться. Григорий Бембеев стал участвовать в выставках самого разного уровня. Это были зональные «Юг России», Всесоюзная молодых художников в Ташкенте, всероссийская «По родной стране». И перечень этот далеко не полный. Можно назвать и еще, например, такую, как вторая выставка художников автономных республик, областей и национальных округов, состоявшаяся в Москве в конце восьмидесятых. Запомнилась Григорию зональная выставка молодых художников в Ростове-на-Дону «Край хлеборобный», с которой зрители знакомились в 84-м году. Его картина «На заре» получила первую премию ЦК ВЛКСМ. В этом же году его приняли в члены Союза художников СССР. Два таких события придали живописцу новые силы.

Репродукция картины «На заре» появилась в журнале «Юность». Что собой представляет она? Едут верхом на лошадях по степи мальчик и девочка. Перед ними нескончаемый простор земли и неба, символизирующий дорогу в будущее.

Количество работ кисти Бембеева не так уж велико. Каждая несет элементы поиска, а иные — и жанрового эксперимента. К последним можно отнести работу «Автопортрет — моя мастерская». Поставлен мольберт в степи, рядом сидит художник. Это имело не только символический смысл, но и отображало тогдашнюю реальную ситуацию: у Бембеева не было мастерской.

Стихией веселья, радостного настроения пронизана картина «Праздник в Хомутах», панорама его показана с высоты птичьего полета.

Среди полотен Бембеева есть такие, что несут в себе память о суровых годах, пережитом и незабытом. Первой следует назвать картину «Прощай, земля калмыцкая». Она несет трагическую правду о депортации, когда по злой государственной воле срывали людей с насиженных мест, гнали в неизвестность. Покидают свой теплый угол женщина с ребенком на руках, мальчишка с узелком, бабушка, замыкающая этот печальный ход. Их ждут солдаты с оружием.

Картина «Матери 41-го года» представляет собой сцену прощания женщин, детей с уходящими на войну. Скоро они разойдутся в разные стороны и, может, больше не увидят друг друга.

Григорий Бембеев обращается к разным жанрам и делает это успешно. В его творчестве встречаются портреты (скульптор Гунаев, народный поэт Ку- гультинов и другие), натюрморты («Хлебы”). Каждая из работ не только названных, но и других, несет печать неповторимости. Для самого художника они — рожденные им «дети». Но приходит время, и картины покидают его, уходя в другую жизнь. Работы Бембеева находятся в музее Элисты, по некоторым адресам российской столицы, в частных коллекциях Баку, Астрахани, Нью-Йорка, Майкопа…

Нынче художники справедливо сетуют на невостребованность их творчества, пребывают в забвении. Но не складывают кисти и краски в дальние углы, продолжают творить. В работе у Григория Бембеева картина, посвященная знаменательному 400-лётию. Дата большая, постепенно приближается и требует к себе внимания.